в 1942 году, в Нью-Йорке, родился Сэмюэл Рэй Дилэни (Samuel Ray Delany). Американский писатель и критик; одна из наиболее необычных и противоречивых фигур в жанре.
Длительное время жил в Гарлеме, однако позже получил разностороннее образование - учился в нескольких университетах. Дебютировал в фантастикерано - роман "Драгоценности Эптора" вышел, когда Дилэни было 20 лет (1962 г). Затем последовали трилогия "Падение башен" (1963-1965) и роман "Баллада о Бете-2" (1965). В этих ранних работах уже хорошо заметен оригинальный стиль Дилэни, а также склонностьк метафорам, увлечение мифологией и лингвистикой. Центральной темой, кочующей из книги в книгу, для Дилэни становится идея взаимодействия разных типов сознания, решаемая каждый раз по-новому. Более всего характерен в этом смысле его роман "Вавилон-17"(1966, "Небьюла"). За ним последовали романы "Пересечения Эйнштейна" (1967, "Небьюла"), большая повесть "Звездная яма" (1967), "Нова" (1968). Начиная с 1967 г. автор обращается к малой форме. Результатом явились премии "Небьюла" - за рассказ "Гоморра..."(1967); "Хьюго" и "Небьюла" - за маленькую повесть "Время, рассматриваемое как спираль из полудрагоценных камней" (1969г). Критик Альгис Будрис в 1969 г. назвал двадцатисемилетнего Дилэни лучшим писателем-фантастом мира. Ранние его новеллы собраны всборнике "Скольжение стекла" (1971). По тематике и стилю Дилэни. безусловно, относится к виднейшим представителям "новой волны", вместе с Эллисоном и Желязны Более поздние работы Дилэни - колоссальный роман "Дальгрен" (1975), на создание которого ушлосемь лет, а также " Тритон" (1976), "Звезды в моей книге подобны песчинкам" (1984) и ряд других. В 1979-1987 гг. им было написано четыре книги из фэнтезийного цикла "Неверьона". По сей день Дилэни продолжает свои эксперименты в литературе, не походя ни накого, как и полагается "звезде". Кроме того, Сэмюэл Дилэни - профессиональный критик и преподает эту дисциплину в Массачусетсом университете.
Произведения Дилени - романы "Пересечение Эйнштейна", "Нова", "Вавилон-17" - были удостоены престижнейших НФ-премий, вошли в "золотую классику" жанра - и, главное, раз и навсегда изменили "стиль и почерк" фантастикивторой половины XX века.